На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сгорел? Давай, до свидания! или Возмещение ущерба от перенапряжения в электрической сети.

Пришло лето-осень-зима-весна и как часто это бывает «пришли» проблемы с электроэнергией. Сети проектировались в то время, когда о сплит-системах и климат контроле писали лишь в фантастических романах. Возросшие нагрузки приводят к авариям на линиях, что в свою очередь влечет за собой выход из строя домашней техники. Данная категория ущерба попадает под Защиту Прав Потребителей и соответственно регулируется нормами закона «О защите прав потребителей», что дает ряд преимуществ перед нормами ГК РФ. В связи с чем хотелось бы рассказать о том, какие права дает законодатель для возмещения ущерба и порядок действий в случае возникновения подобной ситуации.


Резкий перепад напряжения, являющийся самой частой причиной выхода из строя электрооборудования, может быть вызван, как по вине самого потребителя, так и по вине энергоснабжающей организации. Поэтому, первое, что необходимо установить, это причину перепада. Для этого законодатель предусмотрел процедуру актирования, а именно в соответствии с подпунктом «Н» пункта 49 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель обязан по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

Что должен содержать акт о некачествееной услуги по электроснабжению?

Таким образом, акт помимо сведений о причинах возникновения нарушений в электроснабжении должен содержать и сведения о пострадавшем оборудовании, чтобы в последствии избежать споров о наличии заявленного пострадавшего оборудования в момент аварии в домовладении потребителя.

Акт, в соответствии с пунктом 72 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года № 307 (далее Постановление), должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, а в случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Акт составленный без участия потребителя, либо его представителей, соседей, свидетелей — не имеет юридической силы. Указание в акте на «не обрезанные деревья», «погодные условия», «неправильно выполненный ввод в домовладение», также не имеют значения, так как такие замечания должны были оформляться ранее в виде предписания к устранению, если подобные предписания Вам не выдавались, то и говорить не о чем. Погодные же условия могут быть причиной для отказа в удовлетворении требования лишь в том случае, если они носили характер стихийного бедствия и не могли быть предвидены энергоснабжающей организацией.
Процедура возмещения ущерба. Порядок регистрации обращения.

Необходимо обратить внимание, что для того чтобы запустить процедуру возмещения вреда, необходимо обращение к поставщику с претензией на ненадлежащее качество предоставляемой услуги, что впоследствии и будет подтверждением факта обращения к поставщику.

Так в соответствии с пунктами 65, 66, 67 Постановления, сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт.

В подобных случаях, устное обращение в диспетчерскую службу лучше продублировать письменной претензией к ресурсоснабжающей организации.
Оценка ущерба. Документы, подтверждающие понесенный ущерб.

Составление акта, является лишь первым этапом в получении материального возмещения. Далее необходимо оценить размер понесенного ущерба, произвести ремонт пострадавшей техники или в случае если подобный ремонт не возможен, оценить ее стоимость для последующего возмещения. Лучшим решением будет изначальное обращение к энергоснабжающей организации с просьбой предоставить перечень организаций, которые могут выдать все необходимы документы для урегулирования спора в досудебном порядке, однако, как показывает практика, энергоснабжающие компании уклоняются от подобного сотрудничества с клиентами. Если Вам отказали в досудебном решении спора, то организации, которые выдадут необходимый пакет документов, придется подбирать самостоятельно, для этого нужно обратиться в первую очередь в сервисные центры производителя пострадавшей техники.

Квитанция о проведенном ремонте (либо о не возможности ремонта товара) должна содержать полные сведения о фирме и конкретном лице проводившем осмотр или ремонт техники, данные лица обратившегося за ремонтом, указание причины выхода из строя техники, стоимость и конкретное наименование выполненных работ по устранению недостатка, дату обращения, ссылку на документ, на основании которого осуществляется деятельность по ремонту техники либо копию самого документа.

Имея на руках весь пакет документов (акт о предоставлении услуги не надлежащего качества, документы подтверждающие размер понесенного ущерба, документы удостоверяющие личность потребителя) можно повторно обратиться к поставщику электроэнергии с требованием о добровольном возмещении вреда в досудебном порядке и в случае получения повторного отказа смело обращаться в суд.
Возмещение ущерба в судебном порядке

Если Вы вынуждены обратиться в суд, то помимо понесенного ущерба, судом может быть взыскан моральный вред (как компенсация понесенных Вами страданий и переживаний), и штраф в размере 50 % в пользу местного бюджета (в связи с отказом в добровольном досудебном урегулировании спора), что значительно увеличит сумму иска к ресурсоснабжающей организации.

Потребители по данной категории исков не несут никаких материальных издержек, кроме времени потраченного на подготовку к судебному процессу и участие в самом процессе. Единственное, что ложится на плечи потребителя это изначальная оплата услуг по ремонту либо экспертизе пострадавшей техники, которые впоследствии взыскиваются с поставщика услуги по электроснабжению.

P.S. Если в ходе разбирательства поставщик ссылается на отсутствие вины, объясняя причины возникновения перепада в сети действиями либо бездействием третьих лиц, то данные отговорки не имеют под собой ни каких оснований. Как известно в соответствии с законом «О защите прав потребителей», ответственность перед покупателем несет в первую очередь продавец (пускай потом в порядке регресса сам взыскивает с виновного лица, то что посчитает нужным нас это не касается).

Также в силу пункта 114 Постановления Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» ответственность перед потребителями электроэнергии возложена на энергоснабжающие организации, в том числе и за действия третьих лиц, на которых было возложено исполнение договоров по передаче электроэнергии.

по материалам сайта: 

www.i-zpp.ru

Картина дня

наверх